В 2013 Грузия стала председателем ГУАМ. Эта региональная организация была создана Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой как консультативный форум в 1997 году. В 2006 году был подписан устав ГУАМ. Со дня своего создания альянс критикуют в пассивности и антироссийской направленности. В интервью DW Генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили отреагировал на эту критику.

DW: Власти Грузии стремятся нормализовать отношения с Россией. ГУАМ же многие эксперты считают раздражающим фактором для России. Не идет ли председательство и членство Грузии в ГУАМ вразрез с новой политикой правительства Иванишвили?

Валерий Чечелашвили: У трех других государств-членов ГУАМ — хорошие отношения с Россией и одновременно внешнеполитический курс на европейскую интеграцию. Это важно и для Грузии. Думаю, хорошие отношения с Россией не зависят от активности Грузии в ГУАМ. Кроме того, мне непонятно, как зона свободной торговли ГУАМ или совместная борьба с оргпреступностью могут конфликтовать с интересами третьих государств. А если кого-то раздражает, что мы последовательно исходим из принципа территориальной целостности, то с этим я ничего поделать не могу.

ГУАМ часто воспринимается как попытка стать альтернативой СНГ.

— На это у нас нет ресурсов, даже человеческих: в секретариате организации всего три дипломата и четыре административных работника. Логика создания ГУАМ была простая: четыре государства, которые к тому времени уже были представлены в различных международных организациях, обнаружили, что, не сговариваясь, голосуют по различным вопросам в унисон. Во многом потому, что у них схожие внешнеполитические приоритеты. Эти страны решили объединиться, чтобы сообща отстаивать свои интересы на международной арене. Наша задача — развитие четырехстороннего сотрудничества и формирование цивилизованного партнерства в Черноморско-каспийском регионе. В основе этого партнерства лежат европейские ценности.

ГУАМ — открытая организация, любое государство, которое разделяет наши принципы, может подать заявку о членстве. На сегодняшний день таких заявок нет, соответственно о расширении ГУАМ речь не идет.

ГУАМ часто критикуют как бесперспективную, нежизнеспособную организацию, которая не достигла никаких конкретных целей. Что вы ответите на эту критику?

— Эта критика — результат больших ожиданий от организации. Слабость ГУАМ в том, что мы — всего лишь четыре государства и не можем претендовать на то, чтобы быть универсальной платформой регионального сотрудничества.

Что касается поставленных перед нами задач, то они отчасти выполнены. Успешно работает зона свободной торговли. В 2012 году коллективный товарооборот ГУАМ составил 4,5 миллиарда долларов, что в три раза больше показателя за 2006 год, когда была создана зона. 20 процентов всего внешнеторгового оборота Грузии приходится на зону ГУАМ.

В вопросе энергетической независимости, Грузия полностью диверсифицировала источники поставок энергоносителей и здесь чувствует себя уверенно. С Молдовой и Украиной ситуация не так проста. Поэтому один из наших приоритетных проектов — поставка сжиженного газа из Азербайджана через Грузию на Украину и в Молдову. Здесь мы рассчитываем на помощь внешних партнеров, в том числе Японии, где в прошлом году состоялся первый энергетический семинар для наших специалистов. В этом году в Киеве будет проведена энергетическая конференция.

Наконец, нам удалось внести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию о затянувшихся конфликтах на территории стран-членов ГУАМ. Документ в первую очередь основывается на принципе территориальной целостности. Сейчас мы пытаемся привлечь как можно больше союзников в поддержку этого документа. Это — одна из главных задач Грузии на период председательства в 2013 году.