Генеральный Секретарь Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ г-н В. Чечелашвили дал интервью еженедельнику «Главред» 14.06.2007

Вы как-то заметили, что сотрудничество стран ГУАМ основываются на реалистических идеях. Вы бы не могли несколько расшифровать, что это за идеи, поскольку главные проекты так и не были реализованы?

Многие из таких идей уже реализованы – в частности, зона свободной торговли, Виртуальный центр по борьбе с организованной преступностью, активно реализуется Программа по содействию транспорту и торговле.

В рамках ГУАМ-США?

Да, это рамочная программа сотрудничества ГУАМ-США. Это те конкретные проекты, которые позволили ГУАМ достичь внутреннего торгового оборота объемом свыше двух миллиардов долларов. Для новой Международной Организации, только разворачивающей свою деятельность, это неплохие успехи.

Однако, в Украине стержнем ГУАМ всегда считались энергетические проекты. Тот же нефтепровод Баку-Супса-Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск…

Реализация таких проектов – это не простое дело. В частности проекты аналогичного типа, как нефтепровод Баку-Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум реализовывались в течение не одного года. Переговоры по проекту железнодорожного соединения Баку-Тбилиси-Карс велись несколько лет, завершились в этом году, а на реализацию проекта уйдет еще как минимум три-четыре года. Проект Баку-Супса-Одесса-Броды-Плоцк-Гданськ – это перспективный проект, который обсуждали и на недавнем энергетическом саммите в Кракове по инициативе Президента Польши г-на Леха Качиньского. Группа по энергетическому сотрудничеству ГУАМ будет заниматься им и дальше, точно так же, как и рядом других проектов: в области обмена электрической энергией, в сфере развития новых инфраструктурных проектов как по нефти, так и по природному газу.

То, что необходимо сделать сегодня, это, во-первых, сформировать единую позицию четырех государств по этим проблемам и отразить ее в соответствующих технико-экономических обоснованиях…

Получается, что такой позиции до сих пор нет?

Она есть в принципе, но наличие идеи не означает немедленной имплементации. Необходимо провести серьезные исследования, сделать соответствующие оценки, в том числе и оценки рисков, выйти на полноценные технико-экономические обоснования проектов, провести переговоры с инвесторами, производителями и потребителями. Необходимо вместе с тем и учитывать тенденции, которые складываются на мировом рынке. В том числе – на том или ином сегменте мирового рынка. Это все очень непросто и требует времени и серьезной работы. Еще раз подчеркну, что идея, о которой вы говорите – реалистична.

Насколько я понимаю, самые реалистичные идеи сегодня – это те, которые развиваются в рамках ГУАМ-США. Вы как-то заметили, что готовы будете подать в отставку, если усмотрите со стороны ГУАМ действия или заявления, направленные против России…

Просил бы Вас не интерпретировать вольно мои высказывания. Я говорил, что ни в одном из документов ГУАМ, в том числе и в Уставном документе, никто не сможет найти ни одного слова направленного против какой бы то ни было третьей стороны. Более того, ГУАМ является открытой Организацией, и любая страна региона может подать заявку на членство в ней, если, естественно, она разделяет цели и задачи, сформулированные в уставных документах ГУАМ.

Но тем не менее, мы прекрасно понимаем, что уже сама вовлеченность США в развитие ГУАМ вызывает несколько неадекватную реакцию России…

Я не лучший кандидат на комментарии в отношении политики суверенных государств. Каждая страна самостоятельно формулирует и отстаивает свои внешнеполитические приоритеты. Для меня сейчас главное, чтобы ГУАМ стал успешной, привлекательной Международной Организацией, с серьезным международным авторитетом и репутацией, и чтобы она внесла свой вклад в формирование цивилизованного пространства сотрудничества в Черноморском регионе, как части общеевропейского пространства. Это – основная мысль, которая красной нитью проходит через все документы ГУАМ, утвержденные Президентами. Уверен, что это не может противоречить интересам государств, которые являются нашими соседями, но не являются членами ГУАМ. Именно поэтому к формату ГУАМ проявляется такой большой интерес со стороны внешних партнеров.

То есть, насколько я поняла, вы считаете, что сегодняшнее охлаждение отношений между Россией и США, не скажется на реализации каких-то проектов в рамках ГУАМ?

Сотрудничество ГУАМ-США имеет свою историю, свой позитивный опыт, свой ритм, свою стабильность и предсказуемость. Не думаю, что какие-то внешние факторы могут повлиять на эффективность этого сотрудничества. Уверен, что ГУАМ станет действенной и привлекательной Организацией, сотрудничество с которой, кроме США, будут развивать и другие партнеры, в том числе Европейский Союз и Япония.

В первые годы существования ГУАМ очень много говорилось о том, что именно Украина претендует на роль неформального лидера объединения. Сегодня, насколько известно, вы говорите, что в ГУАМ есть четыре лидера. Это значит, что Украина никогда и не была неформальным лидером объединения, или же она просто перестала им быть в силу разных, в том числе, и внутриполитических причин?

Четыре страны решили создать Международную Организацию, потому что они считают ее эффективным дополнительным многосторонним механизмом реализации собственных внешнеполитических целей. В этом смысле каждый из четырех стран является лидером. Хотя бы еще и потому, что каждая из них является координатором двух или трех рабочих групп в формате ГУАМ. Есть у нас и формальный лидер – это страна-председатель ГУАМ. Сегодня таким лидером является Украина, а с 19 июня 2007 года им станет Азербайджан. Это обычная практика в Международной Организации.

Так что, Украина не является неформальным лидером ГУАМ?

Сегодня Украина, как Председатель Организации является, в соответствии с Уставом Организации, ее лидером. Программа Председательствования Украины, осуществленная в течение года после Киевского Саммита ГУАМ – лучшее тому подтверждение.

г. Киев, 14.06.2007г.